Туалеты и костюмы XVIII в. в России

Шелка, из которых делались туалеты, были в основном французского происхождения. На блеклом фоне сложные многоцветные композиции из извивающихся ветвей волнистых линий, листьев, букетов цветов. Эти ткани оказали влияние на производство шелка в России.

В моду вошел парик из искусственных белых волос, который украшался цветами, лентами, кружевом, страусовыми перьями (портрет Т. А. Трубецкой художника А. П. Антропова, портрет дамы в розовом — Ф. С. Рокотова).

В середине XVIII в. ювелир Позье в своих записках свидетельствовал: «Все дамы в России какого бы они не были звания… румянятся, полагая, что к лицу иметь красные щеки».

Формы модерна в женском костюме конца XIX века

Не будем говорить о тех переменах, которые произошли в женском костюме, со второй половины XVIII в., но необходимо обратиться к тому, что представлял собою мужской костюм первой пол. XVIII в., начиная с петровской эпохи.

Мужской костюм при Петре I, за исключением костюма отдельных вельмож, в целом был строгим и даже порой грубоватым из-за простых тканей и отделки. В мужском дворянском костюме так же проявил себя французский характер, но казалось, что мода, двигаясь в сторону России через другие страны Европы, в частности через Германию, приобретала бюргерский практицизм и деловитость. Мужской костюм в эту пору состоял из суконного кафтана, с расширенными книзу полами и доходящего до колен. Под кафтаном была видна длинная веста, которая застегивалась на ряд мелких пуговиц, под ней — белая легкая рубашка с кружевным жабо. Костюм дополнялся короткими узкими штанами, чулками и башмаками на каблуках с пряжками на подъеме. Волосы отпускались до плеч и зачесывались на прямой пробор. Щеголи носили пышно завитый французский парик. Туалет завершался традиционной по всей Европе треуголкой (портрет канцлера Головкина И. Никитина).

После 1715 года кафтан приобрел новый силуэт благодаря тому, что в боковые швы от талии вшивались по пяти или шести складок-фалд, а на спине снизу появился разрез с фальшивой застежкой. Эта одежда получила название французского платья.

Влияние рококо нашло свое отражение и в мужском парадном костюме после 1730 г. Стала более светлой и легкой гамма красок в мужской одежде — светло-коричневый, желти, золотистый, бледно-зеленый тона, облегчился, сделался более подвижным покрой кафтана, появилась золотая или серебряная вышивка по борту и обшлагам. Костюм дополнился множеством аксессуаров — лорнет, часы, табакерка, перчатки, трость. Самыми распространенными тканями были шелк, сукно, камлот.

К. А. Степанова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>