Формы модерна в женском костюме конца XIX века

Вот как описывается в журнале «Парижские моды» за май 1895 года один из модных туалетов: «Юбка и корсаж с баской из эвкалиптово-зеленого сукна; бархатные рукава такого же цвета. Жилет-кираса и отворот из кремового гипюра на кремовом атласе. Высокий, гладкий кушак из такого же атласа. Шарфик из черной шелковой кисеи».

Каждодневные платья делали из полотна, ситца, маркизета, кашемира. Темные, приглушенные цвета костюмов дополнялись белыми или кремовыми вставками из кружева, которые завершались воротником-стойкой. Воротник-стойка — излюбленная деталь в костюме этого времени, что придавало стройность женской фигуре. Стойка могла расшиваться бисером, стеклярусом, тесьмой.

Формы модерна в женском костюме конца XIX века

В конце XIX в. в декоративном и прикладном искусстве возникла попытка создать новый стиль, получивший название модерн. Это было декадентское направление, которое развивалось в условиях начавшегося кризиса буржуазной идеологии в литературе, живописи, архитектуре, в художественной промышленности.

В стиле модерн сказалось стремление использовать новые источники старого искусства. Заимствовались элементы японского искусства — причудливая выразительность вычурной плывущей линии, асимметрия композиции, приглушенность цветовых сочетаний. Модерн увлекался изменчивостью извивающихся форм растительного мира. В орнаменте и украшениях возникали переплетающиеся водоросли, лилии и даже таинственные фигуры русалок.

Новые формы модерна проявили себя также и в женском костюме. Между 1893—1897 гг. совершалось принципиальное изменение силуэта. Женская фигура стала напоминать латинскую букву S, что создавалось коротким сильно затянутым корсетом, благодаря которому грудь высоко поднята и выступает вперед («голубиная грудь»). Живот сильно втянут, а нижняя задняя часть корпуса изогнута и как бы «отстает» от верхней. Рукава уменьшаются в окате и расширяются лишь слегка (Репин, портрет баронессы Икскуль). Юбка плотно облегала бедра и была сильно расширена в остальной части.

Изменился характер отделки костюма — змеевидная вышивка сутажом, шелком и бисером но юбке и на рукавах. Дополнениями к платью были длинные цепочки, часы в виде медальона, бусы, боа — меховые, из страусовых перьев, присборенного кружева, а также веера, перчатки, лорнет.

Облику женщины старались придать таинственность, загадочность, сходство с причудливыми цветами. Плавные текучие линии силуэта подчеркивали «красивые чистые очертания груди и плеч, пышные бедра, тонкие щиколотки…»

Костюмы дополнялись огромными шляпами, украшенными перьями, лентами, цветами, вуалью. Модной была прическа с мягко зачесанными кверху волосами с валиком вокруг лица.

Деловой женский костюм состоял из жакета и слегка расширенной книзу юбки, блузки с высоким воротником. Верхняя одежда была представлена накидками, пелеринами, ротондами и пальто.

По кн. К.А. Степановой «Костюм для сцены»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>