В Лианозовском театре в Камергерском произошел знаменательный дебют: здесь впервые вышел на подмостки будущий корифей русской оперной сцены Л. В. Собинов.
Успешно окончив в 1890 году ярославскую гимназию, юноша Собинов становится студентом юридического факультета Московского университета. С самого начала учебного года он поет и в духовном и в светском студенческих хорах («Проба голоса сошла удачно: я был выбран первым тенором»). Молодому человеку очень нравился капельмейстер студенческого хора (ото был В. Г. Мальма): «…превосходнейший человек! Не заниматься у него нельзя…» А педагог сразу выделил талантливого юношу. Во время испытания, едва тот издал звук, маэстро сказал: «Нечего его и спрашивать».
В первый же учебный год товарищи по университету, уроженцы Украины, уговорили юного студента принять участие в хоре приехавшей на гастроли в Москву и выступавшей в здании Лианозовского театра малороссийской труппы под руководством М. К. Заньковецкой и Н. К. Садовского. Театр имел смешанный драматический и музыкально-комедийный репертуар, составленный из произведений украинских авторов: опер С. С. Гулак-Артемовского, пьес Т. Г. Шевченко, М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого. Леонид Витальевич так описывал занятия в хоре своему другу детства М. Ф. Большаковой: «Я теперь принадлежу к миру артистов… Хожу я каждый день на спевку по утрам, а по вечерам на самое представление, изображаю из себя Грыця или Киндрата какого-нибудь: в шитой рубахе… свитке, широченных шароварах, в смушковой шапке, знакомлюсь с артистическим миром… В промежуток между всем этим занимаюсь юридическими науками (не шутя), с трепетом помышляю об экзаменах…» Как ни скромна была роль хориста, взявшегося за «сезонную» работу с целью пополнения своего скудного бюджета («Ресурсов у меня не было никаких, и в хор я пошел из-за куска хлеба»), постепенно вырабатывавшаяся привычка к театральным подмосткам сослужила хорошую службу будущему великому артисту.
На всю жизнь сохранил Леонид Витальевич теплое чувство к театральному зданию в Камергерском переулке, а когда в нем обосновался столь любимый им Художественный театр, то он стал бывать здесь постоянно. Балерина В. А. Коралли вспоминала, что Собинов всегда стремился в драматический театр, так как очень любил драму, и преимущественно — в Художественный театр, где все отвечало его запросам большого артиста. «Он любил в этом театре даже его красивый, дающий настроение полумрак в кулуарах, тишину…»
Собинов не уставал удивляться, как преображалась публика в стенах Художественного театра, приходила в театр заранее, не шумела, двигалась тихо, не спеша, говорила спокойно, не повышая голоса, а если бы кто-нибудь вдруг заговорил громко, то на него непременно обернулись бы остальные. Леонид Витальевич говорил своей спутнице: «Посмотри, как все чинно сидят. Все сразу сделались воспитанные!» Очень нравился Собинову гонг, который звучал перед началом каждого акта,— тихий, приятный, особенный по тембру.
Интересная статья про жизнь великого человека, который посвятил свою жизнь театру. Прочитав статью, у меня появилось желание посетить Художественный Театр.
Прекрасный оперный певец, закалённый сталью. Честь и почёт ему.
Мне рассказывал о нём отец, очень совпадает с мнением из данной статьи.