Искусство кино в Швейцарии

Несколько лет назад начался неожиданный «кинобум» в Швейцарии, издавна слывшей кинематографической провинцией Европы. Но не успел этот бум начаться, не успела национальная кинематография завоевать прочную репутацию на европейском кинорынке, как наметились первые симптомы спада. Все меньше страниц уделяет мировая кинопресса этому региону, все реже появляются интересные швейцарские фильмы на международных фестивалях.

Что же произошло? Иссякли таланты? Или, как полагают некоторые, швейцарцы вряд ли могут делать хорошие фильмы, потому что в этой небольшой стране нет серьезных социальных проблем?

Нет, главные причины наступающего застоя кроются отнюдь не в этом, к слову сказать, кажущемся благополучии, а как раз наоборот — в усугубившемся трудном экономическом положении швейцарского кино. Швейцария, как и все прочие малые капиталистические страны, не в состоянии производить фильмы только для «внутреннего пользования», иначе они попросту не окупятся. Перед продюсерами встала проблема завоевания более широких рынков сбыта, от которых зависит
само существование местной национальной кинематографии. Стоило первым швейцарским режиссерам приобрести известность за границей, как на них стали делать ставку в деле производства той самой коммерческой кинопродукции, которую можно выгодно экспортировать. Первой жертвой интеграции швейцарской кинематографии в системе коммерческого кино Европы стал известный режиссер Клод Горетта, который в своей последней картине «Не так зло, как кажется» (об этом фильме рассказывалось в предыдущем выпуске «Синерамы») снимал крупных французских кинозвезд — Марлен Жобер и Жерара Депардье. Он использовал для производства суммы, значительно превышающие среднюю стоимость обычной швейцарской ленты, и был вынужден прибегнуть к широкой международной рекламе, а премьеру фильма устроил в нескольких лучших залах Парижа. Приблизительно по такому же пути пошли и другие ведущие кинематографисты, например, Таннер и Суттер. Однако для других режиссеров крупные постановки являются настоящей катастрофой, так как фактически поглощают все государственные ассигнования на кинопроизводство. В результате из небольшой правительственной субсидии в 2 миллиона швейцарских франков, предназначенной для поддержки талантливых, но малоизвестных молодых режиссеров, не остается ничего. Поэтому возникает ощущение, что швейцарская кинематография исчерпала свои возможности и не может предложить новые интересные имена. Тем не менее эти имена есть, и они уже зарекомендовали себя в кинематографе. Но эти режиссеры — Амман, Колер, Керфер, Рёссер, Шампион — вынуждены искать возможности для постановки своих фильмов за границей.

В свою очередь, кинокомпания «Ситель-фильм», сотрудничавшая раньше с такими режиссерами, как Горетта, Эдельштейи, Бютлер, Шмид, Таннер и Суттер, решила отказаться от работы со швейцарскими кинематографистами и перешла на финансирование более «надежных» кинематографистов-иностранцев.

Но, несмотря на сложные материальные условия, швейцарские кинематографисты продолжают трудиться. Александр Сейлер ставит фильм «Плоды твоей работы» — о рабочем движении; две небольшие частные компании «Артко» и «Кадиа» осуществляют постановку 16-мм цветной ленты Франсиса Рёссера «Фильм в торжественный вечер» и т. д.

Центром молодого швейцарского кино стала маленькая фирма «Милос-фильм», принадлежащая двум энтузиастам — Фредди и Мишлин Ландри. Несмотря на большие финансовые трудности и коммерческий провал дорогого фильма «Да здравствует смерть!», на который фирма делала ставку, она продолжает функционировать, открывая новых интересных режиссеров. Но эта фирма может предложить своим авторам лишь производство скромных короткометражек, о создании же полнометражных фильмов молодым талантливым режиссерам не приходится и мечтать. «Милос-фильм» переживает трудное время. Под угрозой единственная школа кинематографических кадров страны.

На последний конкурс Специальной федеральной комиссии было представлено 26 новых сценариев, написанных молодыми кинематографистами. По отзывам членов комиссии, среди них есть немало интересных. Но возможность воплотить эти сценарии на экране весьма сомнительна.

М. Ленкин

(Журнал «Искусство кино» №4 1976 г.)

Эта запись была размещена в Фильмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>