Искусство кино в Швеции

В конце прошлого года состоялось традиционное заседание жюри Шведского киноинститута, которое рассматривает годовую шведскую кинопродукцию, оценивает фильмы по шестибалльной системе, называет счастливых обладателей «Золотых баранов» и распределяет премии «за качество». Харри Шейн, председатель жюри и директор киноинститута, так резюмировал итоги 1974/75 годов в газете «Дагенс Нюхетер»: «Ничем не примечательный киногод. Но все-таки было несколько приличных и — даже замечательных фильмов… Мнения зрителей и критики не всегда расходились: премированные фильмы собрали много публики».

В самом деле, истекший киногод оказался по-своему примечательным. Вручение премий по традиции сопровождается пышным торжеством. Однако, когда были определены все призеры, стало ясно, что церемония вручения откладывается на неопределенный срок, поскольку продолжавшаяся уже более двух месяцев забастовка шведских киноработников к этому времени все еще не закончилась.. Перед началом забастовки представители всех видов кинематографических профессий предъявили ряд требований магнатам шведской кинопромышленности. которые, руководствуясь лишь собственными коммерческими интересами, переводят фильмы на видеокассеты и получают все прибыли, связанные с этим производством. Бастующие выставили условие, чтобы в распределении доходов от продажи и демонстрации видеокассет участвовали все, кто работал над записанными на них фильмами. Кроме того, они предложили, чтобы впредь продюсер, продавший картину телевидению, отчислял 14 процентов полученной суммы (вместо прежних 7 процентов) в пользу актеров и других участников съемочной группы. Наконец, было выдвинуто требование об оплате сверхурочных работ на киностудиях. Руководители кинопромышленности отвели эти требования — и тогда началась стачка. Одновременно производственные и прокатные объединения объявили локаут режиссерам, операторам и представителям других кинематографических профессий. Были приостановлены все съемки, включая и работу над большим постановочным фильмом «Город моих грез», каждый съемочный день которого стоит 50 000 крон. «Дагенс Нюхетер» писала по поводу роскошных павильонов, подготовленных для постановки этой картины: «Помещения здесь совершенно пусты… Освещение выключено, камеры запакованы и режиссерское кресло пустует». Сообщается также, что настроение в среде кинематографистов, «мягко говоря, мрачноватое»: конфликт между ними и кинопредпринимателями еще никогда не был столь всеохватывающим. В особенно серьезном положении оказался Шведский киноинститут. Если крупнейшие кинокомпании, одновременно являясь крупнейшими прокатчиками картин, имеют дополнительные статьи дохода, то киноинститут существует «только как продюсер». К моменту начала стачки он должен был субсидировать постановки трех режиссеров — Шёмана, Труэлля и Блума. В этой ситуации первым сдался Шёман, заявив, что он выходит из Федерации театров, возглавившей конфликт с кинопромышленниками. На вопрос интервьюера о причинах его поступка он отвечал, «что не сразу решился на это» и теперь «не хочет выкладывать свои причины».

Хари Шейн заявил, что конфликт и «забастовка — это настоящая творческая катастрофа для маленькой группы людей, которые снимают, делают картины. Она, например, остановила производство фильмов Шёмана и Труэлля».

Остается добавить, что в условиях забастовки сам Харри Шейн прекратил выплату из так называемых «Н-фондов», субсидирующих будущие фильмы по заявкам, то есть остановил работу над ними. Более того, как пишет все та же «Дагенс Нюхетер», деньги, выданные государством киноинституту — он является своего рода продюсером — для оказания помощи «свободным» (не входящим в Федерацию театров) безработным кинематографистам — тоже оказались неиспользованными, будучи «замороженными» на счету института. Тридцать киноработников, которых это касается, обратились к министру образования и директору Правления рабочего рынка, ходатайствуя о том, чтобы государственные вложения в кинематографию впредь делались без посредничества киноинститута, и потребовали, чтобы кинематографисты получали Прага на свои картины, финансируемые этой организацией. В ответ Харри Шейн заявил, что киноинститут будет распоряжаться как полноправный владелец теми фильмами, на которые институт выделил средства.

Пятьдесят кинематографистов зависят от денег, которые Шейн не выплачивает, ссылаясь на забастовку. Как сообщается в печати, «часть проектов рискует при этом устареть, например, короткометражная лента чилийца Серхио Кастелани о Чили и Португалии». По заявлению потерпевших, «шведский киноинститут призван охранять интересы кинематографистов. А вместо этого он функционирует точно так же, как «Сандрюс» или «Свенск Фильм-индустри», то есть как работодатель…»

Так что торжество по поводу вручения кинопремий пришлось отложить. В создавшейся ситуации не было никого, кому это смогло бы доставить радость.

3. Югова

(Журнал «Искусство кино» №4 1976 г.)

Эта запись была размещена в Фильмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>