Содержательное и методологическое углубление истории отечественной философской культуры почти на семь веков вследствие отнесения ее начала вместо XVIII в., как это было принято до недавнего времени, к веку XI, позволило исследователям приблизиться к пониманию многих, ранее концептуально не освоенных и труднообъяснимых вне столь глубокой традиции явлений в развитии украинской и русской философии XVIII—XIX вв.
Благодаря наметившемуся освоению отечественного философского наследия в гораздо более полном объеме началось постепенное видоизменение и самого представления об отечественной философской традиции как целостности со всеми ее «линиями», школами, персоналиями, идейными взаимосвязями и способами взаимодействия со всемирной историей философии. В этой связи в процессе конкретного историко-философского исследования все большее внимание стали привлекать не только особенности проявления в отечественной философской культуре универсальных мировых «архетипов» философствования, но также и; все то особенное, своеобразное, пусть слабо выраженное, случайное и преходящее, что никогда и нигде уже не может повториться вновь.