Прикладное искусство России прошло большой и сложный путь развития и на всем протяжении этого пути оно было тесно связано с историей и жизнью человека. В настоящее время получают развитие и наращивают мощь всевозможные художественные промыслы на специально организованных фабриках сувенирных изделий, на предприятиях в цехах ширпотреба. Разрабатываются и создаются новые образцы сувениров и декоративных украшений для общественных зданий, жилых помещений.
В современной жизни человека возросшая роль декоративного искусства вызывает необходимость глубоко и всесторонне изучать народное декоративное искусство и, в частности, традиции художественных промыслов. Народное декоративное творчество постоянно развивается: одни формы и мотивы в нем исчезают, другие появляются, традиционные элементы переосмысляются.
Одной из специфических черт народного декоративно-прикладного искусства является его рукотворность — применение ручного творческого труда. Для постоянного пополнения рядов мастеров по художественной обработке дерева и других природных материалов в республиканских, краевых, в некоторых областных и сельских районах в советское время существовали специализированные училища прикладного искусства со средним образованием. Срок обучения 4—5 лет. Так, в Москве, Ленинграде, Риге, Киеве, Вильнюсе, Кишиневе, Ташкенте, Львове, Косове и во многих других городах одно-два отделения в училищах прикладного искусства готовили художников-декораторов, мастеров художественной резьбы и мозаики по дереву.
Кроме того, в большинстве крупных городов страны и в некоторых сельских районах были созданы художественно-профессиональные технические училища со средним образованием, студии и кружки при Дворцах культуры и школах. Учащиеся изучали историю искусства, композицию рисунка и другие специальные предметы. Свои практические навыки они пополняли в специальных кружках. По окончании училища они получали профессию столяра-краснодеревщика.
Владимир Буланин