Самый поздний из всех соборов Соловецкого монастыря — Троицкий построен уже в XIX веке — в 1858 году. Он примыкает с северо-востока к Преображенскому собору и раньше был его приделом.
Он также являет собою четверик, стоящий, как и все соловецкие храмы, на высоком подклете, в котором с восточной стороны сделана проездная арка. Единственная главка собора венчала раньше большой световой барабан. Внутри собор производит впечатление своим объемом. Снаружи он мало интересен. В нем раньше были захоронены останки «начальников» монастыря, почему храм назывался Троицко-Зосимо-Савватиевским.
Архитектурный ансамбль монастыря хорошо просматривается со стороны Наcтоятельских келий или от арки Благовещенской церкви. Отсюда Большой монастырский двор, заросший травой и полевыми цветами, круто поднимается к центральной застройке монастыря.
Глаз спокойно следует вдоль огромных каменных плит, образующих широкие дорожки к Преображенскому храму, аркам в нижней части галереи, паперти трапезной. Вид на сгрудившиеся здесь соборы, церкви, колокольню и галерею неповторим.
Справа высится мощная громада Преображенского собора, слева над пристройками виден фронтон трапезной, а прямо перед вами тянется мощная стена галереи, сложенная из громадных камней, прорезанная мощными, зияющими арками. Почти в центре, за галереей поднимает свой шпиль колокольня, а правее нее видны суховатые очертания Никольской церкви.
Арки в нижней части галереи соединяют Большой монастырский двор с внутренними двориками. Возле западной крепостной стены необыкновенно красивы распорные арки — аркбутаны.
Здесь все здания как бы столкнулись вместе. И в этом переплетении стен, арок, переходов, и в этой тонкой и неожиданной игре светотени скрыто неизъяснимое очарование. Из-за узости проходов приходится высоко задирать голову, и все смотрится в самых неожиданных и острых ракурсах. Каждый шаг открывает новые детали, каждый поворот таит новые архитектурные сюжеты.