Свободное ассоциированное социальное творчество

Альтернативой социализму является коммунистическое общество, человек и культура, «снимающие» развитие мира отчуждения.

Этот тезис выглядит предельно абстрактно и неаргументированно, ассоциируясь с прекраснодушными мечтами или идеологическими догмами коммунистов-фундаменталистов. Тем не менее за ним скрыто достаточно тщательно аргументированное в мировой общественной мысли содержание. Поясню его, прежде чем предложить аргументы.

социальные технологии

В качестве альтернативы мутантному «социализму» может выступать не идеал («мечта») и не теоретическая конструкция, построенная на основе неких модальностей. Ею может быть лишь реальный объективный общемировой (если говорить о социальном пространстве) и общецивилизационный (если говорить о социальном времени) процесс рождения нового качества истории, которое «снимает» все предшествующее историческое развитие человечества. Это качество — не столько свобода от (эксплуатации, отчуждения и т.д.), сколько свобода совместного со-творения людьми своей истории в процессе социального творчества («царство свободы» в марксистской парадигме).

Свободное ассоциированное социальное творчество является, тем самым, ключевой категорией для понимания нового качества истории, его прогресс — содержание социалистического движения, основа преодоления мутантных форм последнего.

Аргументы, обосновывающие такое видение процесса становления нового общества, достаточно глубоко проработаны в современной марксистской и иных гуманистических социалистических теориях.

Первый аргумент: рыночная и бюрократическая модели социально-экономической жизни, являясь в той или иной пропорции двумя противоречивыми слагаемыми общества XX века, становятся все менее эффективны в условиях обострения глобальных проблем, лавинообразного роста сложности социально-экономической жизни при параллельном развитии информационных технологий.

Второй аргумент: основой прогресса современного общества на пути перехода к постиндустриальной цивилизации является творческий труд, который тем эффективнее, чем более «продвинуто» снятие отчуждения его субъекта, чем в большей мере люди могут быть реальными хозяевами своей экономической, социальной, политической жизни. Как именно — это не вопрос данного материала. Отмечу лишь, что под творческим трудом понимается всякая деятельность, реализующая инновационный потенциал человека — рабочего-рационализатора и художника; создателя детского дворового клуба и ученого, умеющего открыто общаться с людьми «рядового» гражданина и педагога…

Третий аргумент. Переход к эпохе ноосферы — диалога, сотрудничества человека и природы, обусловливает необходимость неутилитарного, непотребительского отношения к последней; условием же преодоления отчуждения человека от природы является преодоление его отчуждения от общества, не-утилитарность общественных ценностей, подчинение развития задаче свободного, всестороннего прогресса человека, а это и есть коммунизм в его строгом определении.

Четвертый аргумент. Собственно социальный и экономический прогресс в условиях исчерпания ресурсов экстенсивного воспроизводства оказывается прямо обусловлен способностью той или иной общественной системы инициировать и утилизировать инновационный, социально-творческий потенциал максимально большого числа граждан. Говоря проще, от реализация способностей граждан проявлять свои новаторские таланты не только в труде, но и в сфере экономических и социальных отношений, культуре и т.п. зависит возможность современного общества уйти от глобальных ограничений экономического роста, ибо главным (а в перспективе — единственным) источником этого роста становится инновационная способность человека.

Итак, ассоциированное, демократическое регулирование социально-экономической жизни; освобождение труда и развитие его творческого содержания; снятие утилитарного отношения к природе; создание социально-экономических отношений, максимально высвобождающих инновационный потенциал человека — таковы основания генезиса и одновременно слагаемые процесса становления коммунистического общества, человека, культуры. При всей отвлеченности выдвинутых выше тезисов, они позволяют зафиксировать ряд крайне важных для Ренессанса социализма (как движения, общества, культуры) следствий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>