Как-то вечером, на заходе солнца, мы очутились среди остатков круглого строения. Радиус его на земле равнялся пяти саженям. Вспомнилась Колонна Траяна. Римский ваятель правильно изобразил на ней дакийские жилища: наши далекие предки строили круглые каменные дома, иногда даже двухэтажные.
Этот круглый дом, сложенный из камня и кирпича и крытый красноватой черепицей, походил на жилище славного Диеджиса, брата Децебала, недавно обнаруженное при раскопках.
Мысль возвращается на тысячи лет назад… Хозяин дома еще не вернулся из Сармизегетузы.
Его ждут, занимаясь домашним хозяйством две дочери — Зудечитул и Айя. Айя — младшая — сильна и ловка, хорошо стреляет из лука и мечет копье не хуже любого мужчины. Зудечитул любит красивые платья и драгоценности. Не длинная туника с широкими рукавами доходит почти до земли. На груди она вся и мелких сборках, схваченных большой серебряной пряжкой, серебро сверкает и на поясе. Поверх туники накинута легкая мантия без рукавов, которую девушка стягивает драгоценным поясом.
На почетном месте в жилище Диеджиса висит дедовское оружие — кривая сабля, которой в этих местах пользовались только даки. Ридом с ней длинный, прямой меч, такой острый, что им можно перерезать травинку, кинжалы и ножи с драгоценными рукоятками, тяжелое острое копье, столь необходимое при нападении, дротик и много всякого другого оружия — луков, пращей, топоров. Но гордостью Диеджиса-воина был его золотой шлем, бронзовые латы с золотыми узорами и щит, сверкающий золотом и серебром. Тут же висела и железная кольчуга, и военное знамя — волчьи голова с разинутой пастью на высоком шесте, издававшая, когда ее несли перед воинами, устрашающие звуки.
Шум шагов возвещает о возвращении Диеджиса. Он входит в дом в сопровождении семи славных мужей. Это — люди высокие, стройные, как тополи, широкоплечие и могучие, с длинными волосами цвета спелого каштана, с пышными бородами, в длинных тогах и дорогих мантиях — представители дакийских племен. Хозяин и пятеро гостей в узких шапках; это — знак их принадлежности к «тарабостес», в руках которых и власть, и богатства Дакии. Двое — с непокрытыми головами, но их смелый, независимый вид показывает, что это «коматы», — люди свободные, может быть, богатые купцы.
Дочери Диеджиса зажигают светильники. Вспыхивают множество огоньков. А вокруг стоит черная ночь, и в темном котле неба кипят звезды.
Нет, читатель, это не плоды моей фантазии. В дакийском доме приблизительно все так и было. Об этом рассказывают древние книги, надписи, грамоты, стены и камни.
Кроме этого богатого дома обнаружены и другие здания, более скромные, в которых жили свободные люди — люди с непокрытыми головами. Но больше всего, конечно, было бедных бревенчатых плетеных, глинобитных жилищ, в которых жили труженики богатой дакийской земли — рабы.
К. Кирица