Русский романс начала XIX века

Среди многообразия существовавших в России начала XIX века камерно-вокальных жанров постепенно формируется и закрепляет свои позиции русский романс. Устанавливается его значение как сольной вокальной миниатюры с аккомпанементом фортепиано, выражающей субъективные лирические переживания, и уже к середине 20-х годов появляется ряд произведений, признанных классическими образцами жанра.

Развитие русского романса было отнюдь не автономным. На его мелодику, гармонию, фактуру фортепианного сопровождения оказали непосредственное влияние параллельно и в той же социокультурной среде существующие итальянская ариетта, немецкая песня и, прежде всего, французский романс.

Русский романс XIX века

В начале XIX-го, как и в последней трети XVIII века, под романсом в России понималась куплетная песня с французским текстом. По сравнению с романсом 1780-90 гг., где основное место занимала пасторальная, идиллическая тематика, в XIX веке образная сфера этого жанра расширяется и охватывает более широкий спектр лирических чувств и переживаний.

Французскому романсу одноименный жанр отечественной вокальной лирики особенно обязан. Его преимущественное воздействие связано с несколькими факторами. Сохранившиеся источники позволяют судить о количественном преобладании французского романса над всеми прочими камерно-вокальными жанрами в течение первых двух десятилетий XIX века. Немаловажную роль играло то, что именно на французский стиль, моду, тип времяпровождения русская аристократия ориентировалась прежде всего. Но наиболее существенной, по-видимому, следует считать способность французского романса к выражению нового мира чувствований и переживаний, а также такие качества жанра, как простота и доступность, естественность и искренность, что обеспечивало, с одной стороны, популярность его у слушателей, а с другой — возможность освоения его широким кругом композиторов-дилетантов.

Прямое указание на данный стилистический ориентир находим в «Воспоминаниях» Н. А. Титова: «Сочиняя, справлялся в сочинениях известных композиторов французских романсов — Боельдье, Лафона и прочих».

М. Г. Долгушина

Говоря о камерно-вокальных жанрах, нельзя не сказать, что сегодня в филармониях проходят концерты романсов, и многие женщины предпочитают посещать их, соответствующим образом одеваясь и выбирая в качестве украшений кольца с бриллиантами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>