Роль Грекова в истории искусства

Не случайно творчество Грекова нередко рассматривается в тех разделах трудов по истории советского искусства, которые посвящены исторической живописи, историко-революционному жанру. Роль Грекова в развитии этих областей искусства велика, его воздействие на них продолжает сказываться на протяжении долгих лет. Уроки, преподанные Грековым, традиции его творчества (не только в смысле восприятия событий и образов, но и в стилистическом отношении) ощутимы в работах таких художников, как И. В. Евстигнеев («Ночной бой», 1946), П. А. Кривоногое («На Курской дуге», 1949), Г. М. Коржев («Интернационал», 1958), Е. Е. Моисеенко («Первая Конная», 1956) и других. При этом находки и достижения Грекова развиваются, поднимаются на такую высоту мастерства, наделяются такой человеческой глубиной, какие, по выражению одного из исследователей, не были доступны баталисту старой школы.

Роль Грекова в истории искусства

Первые же опыты Грекова в области панорамного искусства были подхвачены и продолжены его современниками и последователями, послужив основой столь развитой в наши дни и давшей уже многие достойные примеры области живописного искусства (диорамы Р. Р. Френца, А. А. Горпенко, А. М. Стадника, П. И. Жигимонта, А. И. Интезарова, П. Т. Мальцева, Г. И. Марченко, Н. В. Присекина, П. С. Корецкого, Ф. П, Усыпенко, Н Н. Соломина, Е. И. Дешалыта). Заветы мастера и традиции его творчества продолжают члены Студии военных художников, которая скоро уже полвека с честью носит его имя.

Родился Греков 3 (15) июня 1882 года на хуторе Шарпаевка, на Дону. Его отец, Борис Иванович, происходил из старинной фамилии казацкой «старшины». Однако мальчик официально числился как Мартыщенко, по фамилии первого мужа матери, развода с которым она дождалась лишь после его смерти. Даже отчество было присвоено Митрофану по крестному отцу, крестьянину Павлу Ильичу Скоробогатову.

Воспоминания детства не были особенно разнообразными и тем более отрадными: «Степной пейзаж, волы, лошади, — писал впоследствии художник. — Нужда и непосильный труд». Наиболее благоприятно сказалась на развитии Мити постоянная близость природы. На всю жизнь сохранил он любовь к пейзажу родного края, беспредельным выгоревшим пыльным просторам, палящему зноем солнцу, буйным метелям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>