Революционные будни русского авангарда

Среди учеников Малевича особенно выделяются Илья Чашник, Николай Суетин, Вера Ермолаева, Нина Коган и Лев Юдин. Весной 1922 года, когда секцию УНОВИСа в Витебске закроют, все они, за исключением Коган, переедут вслед за Малевичем в Петроград, где художник вынужден поселиться, так как в столице для него места нет. В этот момент жизнь в Петрограде равносильна уходу на запасной путь. Избежавший засилья «производственников», на несколько недолгих лет этот город предоставит беспредметному искусству возможность выжить.

Поначалу Малевич, лишенный всяких средств к существованию, устраивается на должность художника Государственного фарфорового завода. Однако вскоре его положение стабилизируется благодаря созданию Института художественной культуры. Пока институт-близнец в Москве буквально захлестывают волны диспутов конструктивистов-производственников, в петроградском ГИНХУКе царит дух терпимости. Под вывеской государственного института в действительности приютился узкий круг художников, составивших несколько семинаров, среди которых два основных звена — это супрематистская группа УНОВИС и группа Зорвед под руководством Матюшина.

Поддерживаемый преданными учениками — Ермолаевой и Суетиным, Малевич продолжает начатую в Витебске аналитическую работу в Формально-теоретическом отделе института. Его внимание сосредоточено на двух темах: это, во-первых, выработка всеобщей теории изобразительных искусств, а во-вторых, составление словаря архитектурных структур. В 1923 и 1926 годах, когда группа УНОВИС проводит выставки супрематической архитектуры, он выставляет свои «архитектоны» в залах ГИНХУКа.

Группа Зорвед объединяется вокруг Михаила Матюшина (1861 — 1934).

В составе петроградского института существует некоторое время и мастерская Татлина — Отдел материальной культуры. Громко заявив об отказе «от работы над чистой формой» в декларации от 21 марта 1922 года, создатель контррельефов теперь посвящает себя занятиям произ-водственническим. Его педагогическая деятельность сводится к эпизодическим встречам с малочисленными студентами, тогда как сам он занимается производством предметов обихода — одежды, мебели, посуды, отопительных приборов и т. п. После 1924 года татлинский семинар закрывается. Художник возвращается в Москву, где будет преподавать в художественных училищах и школах и работать для театра. Только после второй мировой войны изредка и ненадолго он станет обращаться к живописи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>