Павел Филонов и Павел Мансуров

Один из сотрудников ГИНХУКа — Павел Филонов (1883—1941). Его «аналитическая группа» (впоследствии на ее основе будет создано объединение «Мастера аналитического искусства») наиболее сплоченная и идеологизированная. Этот художник, истоки системы которого коренятся в экспрессионизме и кубофутуризме довоенной эпохи, создает весьма оригинальное учение об «органической форме». Несмотря на постоянное использование языка геометрических форм, он все-таки никогда не отходит от фигуративности. Новизна творческого почерка Филонова определяется композиционными приемами («от частного к общему», по словам самого художника), основанными на тесной зависимости каждого живописного фрагмента от предшествующей формы. Он вырабатывает замысловатый принцип лабиринта, приводящий художника к отказу от традиционного перспективистского видения. Его полотна «растут», словно дикие леса, преобразованные небывалой органической силой живописной ткани. На стыке «молекулярной» абстракции и «кристаллического» экспрессионизма, типичного для аналитически-дематериализующего видения двадцатых годов, Филонов в своем формальном методе опирается на самые догматические идеологические постулаты. Неуклонная логика его последовательного развития приведет к замалчиванию в первую очередь именно филоновского искусства: в конце двадцатых годов оно будет запрещено цензурой.

Не пропустите: Беспредметное искусство в период Революции

Павел Мансуров (1896-1983) — последний из художников, представляющих петроградский институт. Он единственный сотрудник Экспериментального подотдела ГИНХУКа. Пришедший к беспредметничеству уже после 1917 года, этот молодой художник непредвзято берется за исследование натуры, изучая влияние природных структур на формообразование. Он создает огромное количество произведений, которые сегодня можно было бы отнести к разряду «экологических», сводя разнофактурные элементы в ассамбляжи; у этих работ немало точек соприкосновения с английским периодом творчества (1942—1947) немецкого дадаиста Курта Швиттерса. Одновременно, обнаруживая тончайшее колористическое чутье, Мансуров занимается формальными поисками; изысканные нюансы и подчеркнутые люминистские акценты в его произведениях выдают высокую живописную культуру. Покинув Россию в 1927 году, художник поселится во Франции, где долгие годы его творчество будет ограничиваться декоративно-прикладным искусством. При возобновлении интереса к абстракционизму, в начале шестидесятых годов Мансуров усовершенствует свой беспредметный пластический язык и создаст под конец жизни интересные и разнообразные работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>