Один из самых читаемых и оригинальных русских поэтов – Сергей Есенин. До сих пор его читают и любят, и это свидетельство непреходящей ценности его поэзии.
За что же его любят, почему читают? В своей книге о поэтическом мире С. Есенина Алла Марченко писала:
Задачу своей работы я видела также и в том, чтобы рассмотреть творчество Есенина как законченную стилистическую систему, понимая стиль не как совокупность приемов, пусть даже возведенных в ранг «стилистических закономерностей», а как органическое единство… словом, как такое высокоорганизованное единство, о котором уже можно говорить: мир, вселенная и даже «жизнь», если вспомнить слова Достоевского…
Но предмет исследования — шире, так как меня интересовали не только закономерности есенинского стиля, но и «узловая завязь» его поэзии с жизнью исторической. Отсюда то внимание, какое уделяется в работе таким проблемам, как Есенин и революция, Есенин и послереволюционная новь, Есенин и Россия. Отчасти это объясняется и тем обстоятельством, что в литературоведческих и критических трудах, даже современных, по этим важнейшим вопросам нет даже приблизительного единогласия.
Поэт, безусловно, выразил в творчестве народный дух, живую силу природы, при этом у него есть свой отличительный стиль и, конечно, «историческая» составляющая…
Процитируем еще один отрывок из книги А. Марченко:
Прошло свыше полувека — и каких! — а читающая Россия, вопреки уверениям некоторых критиков (в периодике наших дней иногда встречаешь суждения о том, что настала пора относиться к есенинской поэзии сдержаннее), продолжает «беззаветно влюбляться» в Есенина…
Не отступает под натиском изучающей, объясняющей, просвещающей и т. д. литературы и легенда о Есенине. Более того, сам факт существования этой легенды весьма показателен и тоже заслуживает изучения.
Легенда о Есенине универсальна и, в отличие от многих других литературных мифов, почти не знает вариантов. Передавая ее из уст в уста, не изменяют деталей даже обладающие очень разными литературными вкусами люди, например Б. Пастернак и Г. Серебрякова.
Начав литературный портрет Есенина в обычной для него парадоксально-психологической манере, Б. Пастернак вдруг, словно бы забыв о живом Есенине, человеке, которого коротко знал, начинает излагать легенду о Есенине…
Попала эта легенда и в воспоминания Г. Серебряковой и там сохранила все свои стилистические особенности…
Словом, легенда и влюбленность застят глаза, все еще застят, но надо видеть сквозь легенду. Во всяком случае, я пыталась увидеть.
(Цитаты по источнику: Марченко А. М. «Поэтический мир Есенина». — М.: Советский писатель, 1989.)