О фильме «Земляки»: много ли в фильме «шукшинского»?

По логике фильма зритель явно надеется на благополучный конец. И режиссер подогревает эти ожидания: Иван уезжает, видимо, не на следующий же день. Братья еще сладили рыбалку, спланировали постройку двухэтажного дома.

О доме — из сценария. Но там Иван заговорил вдруг, размягченный уговорами Сеня, его просьбами, воспоминаниями, планами.

Утром, чуть свет, Иван уехал. По сценарию — уехал совсем. По фильму — не совсем. «Уволится и приедет»,— уверенно сказала сидящая рядом в зале женщина. А другая поддержала: «Конечно».

Шукшин

Причина такого вот вывода в том, что вопросы, которые волновали Шукшина, в фильме потеряли свою остроту. Вопросы вечные и злободневные: человек и родина — не страна, а тот уголок земли, где родился, где прошло детство; та самая родина, о близости с которой не думаешь, как не думаешь о воздухе, которым постоянно дышишь, и только расставшись, понимаешь все ее значение в твоей жизни. Может ли быть счастливым человек, утратив связь с родиной? Можно ли слова обрести давно покинутую родину, память о которой душил в себе годами? По Шукшину — нет. А что же делать? Жить и трудиться, беречь то, что дала судьба взамен.

Наверное, это совсем непросто и нелегко. Человек расплачивается за все свои вольные и невольные ошибки. Василий Макарович Шукшин хорошо понимал эту горькую истину и никогда ее не приукрашивал.

Ну, а по фильму — все поправимо.

Вот последний разговор Ивана с отцом Вали, при отъезде.

Какой он краткий и многозначительный в сценарии. А в фильме разговор нудный, неубедительный, полный многообещающих намеков и многозначительных символов, разговор про то, что Иван зимой вернется и будет строить дом. То ли он обманывает и себя и старика, то ли оправдывается за свой отъезд, словно не имеет больше права людям в глаза смотреть — будто в городе до сих пор он не на большой стройке работал, а возглавлял шайку аферистов.

И вот я думаю — о чем же фильм, к чему он сводится?

А вот к чему: изменилась деревня — не узнать, можно помыться в ванной, сготовить на газовой плите; одеваются девчата — куда там городским модницам, о пресловутом деревенском смущении понятия не имеют, и парии — мало чем от городских отличаются. Только дураку непонятно, насколько в деревне лучше: все достижения цивилизации плюс рыбалка, о которой в городе только мечтать можно, да еще и неограниченные возможности строить двухэтажные дома.

Но отодвинулись на задний план все деревенские проблемы, которые так мастерски ставил в своих сценариях В. М. Шукшин: один штрих, одно слово, а целый пласт жизни встает за ним. Словно прорывается сквозь узкую щель и заливает все своим жарким светом — светом подлинного знания, тревоги и мучительной любви. В фильме же деревенские проблемы — для смеха. Ну, не смешно ли звучит беспокойство деда Северьяна о неумелом отношении к залежным землям, когда его по самую бороду затолкали в ванну, закрыли махровым полотенцем и заставили говорить об этом почему-то с украинским выговором?!

Самое главное, что отличает фильм от сценария — это незнание того, о чем режиссер В. Виноградов взялся говорить. Не ощущаешь в фильме кровной близости постановщика взятому жизненному материалу.

Увы, не осталось в фильме «шукшинского». Пожалуй, только сыгранная С. Никоненко роль — единственно шукшинское место во всей картине.

Влюбленные в творчество Шукшина читатели и зрители не могут примириться с такой модернизацией его сценария. Мы с нетерпением ждем новых экранизаций произведений писателя. Но экранизировать их не так просто, как кажется некоторым. Они требуют самоотречения. Требуют внимательно, чутко вчитаться в каждую строчку, в каждое слово этого необыкновенного художника, чтобы проникнуться его мироощущением глубоко, до конца. И только затем браться за работу. Тогда она принесет постановщику и исполнителям настоящий, заслуженный успех н горячую благодарность требовательных и верных поклонников творчества Василия Макаровича Шукшина.

Е. Соловьева г. Красноярск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>