Над каналом для сброса воды в море построили прачечную, или, как ее тогда называли, «портомойню». Белье пpoмывалось здесь автоматически — «стремлением воды».
Мельница построена в середине ХVI века еще при Федоре Колычеве, но сгорела в 1601 году и вскоре была восстановлена, уже в камне. Она представляет собой единственный пример промышленного здания того времени и уже поэтому крайне интересна. Мельница двухэтажная, в ее подвале находился водяной привод, сообщавший вращение жерновам, толчее и мукосейне.
С юго-восточной стороны к мельнице под углом примыкает галерея, соединявшая мельницу со зданием сушила. Галерея архитектурно увязана с мельницей, каменное здание которой невелико, но очень привлекательно — особенно живописен фасад, обращенный в сторону Белой башни, украшенной нарядным фризом фигурной кирпичной кладки. Вдоль здания на обоих этажах идут галереи-аркады. Внизу аркада из полуциркульных арок лишена декора. Но арки второго яруса обильно и разнообразно отделаны поясками и рельефными узорами из простого и фасонного кирпича. Под арками пропущены валиковые тяги.
Читайте также: Церкви Соловецкого монастыря
Лекальный и фигурный кирпич применялся на Севере повсюду. Множество гражданских зданий, церквей и даже крепостных стен и в Новгороде, и в Пскове, и в Тотьме, и в Соликамске, и в Кириллове были богато украшены каменными кружевами.
На торцах фасонного кирпича отформовывались разные простейшие выпуклые фигурки: кружки, ромбики, треугольники, валики, сердечки, усеченные конусы. Делались кирпичи и с двумя круглыми впадинами. Типов фасонного кирпича было немного — на Соловках всего около десятка, но старые мастера каменных дел умели создавать из немногих типов кирпича бесконечное разнообразие рисунка.
Из фигурного кирпича набирали и декоративные балясины и кружки, как бы подвешенные к вершинам опрокинутых треугольников, или, наоборот, кружки или ромбики, как бы наколотые на их вершины. Из «кабанчиков» — кирпичей со скругленными гранями набирались кронштейны. Эти и многие другие фигуры, многократно повторяясь, образовывали широкие, орнаментальные пояса и фризы.
Из обычного стенового красного кирпича в Древней Руси опытные мастера создавали необыкновенно нарядные и живописные скульптурные орнаменты и украшения.