Красота природы в пейзажах В. Бакшеева

Пожалуй, самым излюбленным и устойчивым в пейзажном творчестве Бакшеева был мотив лесной дороги («Просека в лесу», 1895, местонахождение неизвестно), «Лесная дорога» (1911, ГРМ), «Дорога в лес» (1932, ГТГ), «Дорога в лесу» (1935, ГРМ), «Лесная дорога» (1937, ГТГ), «Заброшенная дорога» (1944, Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева).

Дорога — след человека в природе, свидетельство непосредственного общения с ней. Дорога дает масштаб пространственного измерения. На холсте, она позволяет художнику дать ощущение пространственного развития. Так смыкаются сюжетно-содержательная и формообразующая стороны, заложенные в этом мотиве.

Картина «Дорога в лес» (1935) Бакшеева

Картина «Дорога в лес» (1935), принадлежащая Государственной Третьяковской галерее, отличается законченностью и значительностью картиною образа, уверенным, непоказным мастерством, глубиной и серьезностью чувств.

Зубчатой стеной стоит лес, силуэтом выделяясь на фоне неяркого, пасмурного неба. Чувство сосредоточенности рождает суровая неприступность леса, сумрачный ропот лохматых ветвей и вершин, как будто подхваченных движением клубящихся облаков.

Плавно изгибаясь, пересекая друг друга и снова расходясь, будто нащупывая проход между плотно стоящими стволами деревьев, понимаются к опушке пешеходные тропы. Рыжеватыми разводами ложатся они на зеленою гладь поляны. Чаща как бы сопротивляется вторжению человека, почти вплотную подступив к лесу, дорога делает плавный уклончивый изгиб вдоль опушки.

В. Бакшеева «Голубая весна»

Если в картине «Голубая весна» по непосредственному чувству состояние пробуждающейся природы, обновляющейся жизни вызывает в художнике и зрителе повышенную эмоциональную напряженность, ответную радостную реакцию, ощущение единения и слияния с ней, то в картине «Дороги в лесу» иные взаимоотношения между ней и творцом. Пейзажист, оставаясь влюбленным и преданным природе, наблюдает ее со стороны, видит ее жизнь в себе, чувствует ее автономность и даже сопротивление вторжению человека. Но в картине нет того романтического ощущения зачарованного леса, которое почти всегда было, например, в аналогичных по мотиву пейзажах Аполлинария Васнецова, некоторыми чертами своего творчества близкого Бакшееву.

Взгляд художника на мир остается ясным, объективным, пристальным к деталям. Так, на картине «Дорога в лесу» слева, под самой близкой к первому плану елью крохотная, едва различимая желто-лиловая вспышка — цветы иван-да-марьи. Не меняя ничего в общем зелено-охристом колорите полотна, не нарушая верности тональных отношений, это цветовое пятнышко свидетельствует о благоговейном отношении пейзажиста ко всему многообразию форм и красок природы.

Большой образной силой, непосредственностью чувства, колористической свежестью и спокойным, уверенным мастерством обладают многие пейзажные этюды Бакшеева тридцатых годов. Совсем не велик по размеру этюд лесной дороги, написанный в 1937 году. Он напоен теплом и светом ясного летнего дня. Богато и тонко разработал в нем художник гамму зеленого цвета, сохранив ощущение свежести, удивленной радости перед красотой каждого мгновения в изменчивой жизни природы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>