Греков в одесском училище

Одесса была крупнейшим культурным центром юга России. Здесь нередко устраивались выставки, в связи с которыми в город наведывались видные мастера искусства. Воспитанники художественного училища надолго ««помнили визит И. К. Айвазовского, то, как он в их присутствии продемонстрировал свое мастерство, исполнив за два часа большой морской пейзаж. Громким событием явился и приезд в Одессу осенью 1900 года И. И. Верещагина по случаю его персональной выставки и посещение им училища. К сожалению, можно только догадываться о том впечатлении, которое произвели картины прославленного баталиста на юного студента Мартыщенко, ставшего через четверть века крупнейшим после Верещагина и Рубо мастером отечественного батального жанра. Исследователи творчества Грекова ни словом не упоминают об этом факте, который, вполне вероятно, сыграл определенную роль в творческой судьбе живописца, в выборе им своего пути.

Роль Грекова в истории искусства

Из педагогов училища больше всего, как впоследствии утверждал сам Греков, дал ему Г. А. Ладыженский. Понять, почему Греков считал так, помогают воспоминания его соученика И. И. Бродского. Иметь такого руководителя, как Ладыженский, было поистине счастьем для начинающего художника.

Другим преподавателем, добросовестным и весьма требовательным, был скульптор Л. Д. Иорини, итальянец по происхождению. До десяти раз заставлял он учеников переделывать не вполне удачные рисунки. Рисование с гипсов казалось Грекову занятием скучным и утомительным, но, сознавая, что иначе он не научится писать картины, подобные увиденным в Одессе, принялся за скучное дело.

Чрезвычайно обогащало и общение с товарищами по училищу, талантливой молодежью. Кроме Исаака Бродского, ставшего на долгие годы близким другом Грекова, одновременно с ним учились Натан Альтман, Борис Анисфельд, Давид Бурлюк, Павел Волокидин, Илья Гринман, братья Иван и Степан Колесниковы, Арнольд Лаховский, Савелий Сорин, Дмитрий Цензор, Павел Шиллинговский и многие другие, снискавшие потом известность кто на художественном, а кто и на литературном поприще.

Читайте также: Батальная живопись и Митрофан Греков

Учебные дела у Грекова шли со временем все лучше, особенно удавались ему эскизы композиций — занятие не интересное, но всемерно поощряемое педагогами. Грекову была назначена стипендия имени Р. Г. Судковского, учрежденная на средства известного в свое время рано умершего художника и предназначавшаяся «для талантливого, но нуждающегося ученика».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>