Горские нравы по Пушкину

Магометанскую веру всячески пропагандировали и силой вводили князья и уздени. Даже народы, исконно исповедовавшие христианство, например осетины, принуждались старшинами отворачиваться от православия и принимать мусульманство.

Варварская политика царизма вовсе не способствовала принятию христианских идей. Напротив, чем настойчивее русские колонизаторы пытались покорить горцев и приобщить их к европейской цивилизации, тем с большим фанатизмом народы Кавказа следовали Корану. Христианские идеи в условиях жестокой, непрекращающейся кавказской войны были в значительной степени скомпрометированы. Варварство колонизаторов плохо убеждало горцев в идеях просвещения и гуманизма.

Пушкин

На Кавказе сложилась трагическая коллизия. С одной стороны, жестокость колонизаторской политики, с другой — дикие обычаи кавказских народов, в особенности чеченцев и черкесов. По сравнению с отсталыми горскими нравами идеи законности, справедливости, человеколюбия, добра, конечно, представляли собой более высокую нравственность. Но как раз эти идеи подрывались военными методами колонизаторов. Поэтому горцы с упорством держались своих нравов и магометанского учения.

Пушкин отчетливо видел неразрешимый трагизм ситуации. Надежд на усмирение силой оружия Пушкин не разделял. Он проницательно замечал и другое. Жестокая политика нравственно развращала и самих черкесов.

Рекомендуем: О романтической поэме Пушкина «Тазит»

В горских нравах возобладали уже не столько восхищавшие молодого Пушкина и его героя, Пленника, такие черты, как мужество, сила, отвага, смелость, военное удальство, молодечество, неустрашимость, ловкость, сколько коварство, хитрость, разбой, воровство, крайняя и немотивированная жестокость, — качества, прививавшиеся воспитанием и раньше, но теперь особенно процветавшие.

В этих условиях, к тому же учитывая внутренние «наследственные распри и мщения крови», сближение народов Кавказа и России зависит, по убеждению Пушкина, от потребностей истории, от объективных обстоятельств. Горцы, отрезанные от Турции, вынуждены будут искать дружбы с Россией, иначе они неминуемо погибнут. России тоже целесообразно примириться с кавказскими народами и тем самым обезопасить свои южные границы. Именно на этой почве произойдет желаемое единение Кавказа и России. Рано или поздно горским обществом овладеет это сознание, и оно пробудит гуманистические идеи в нем самом. Пушкин предвидел вызревание гуманистических идей в самой горской среде, которая в скором будущем придет в движение. Следовательно, он надеялся прежде всего на внутренний глубокий процесс, неизбежность которого проницательно предчувствовал. Со стороны же России, по его мнению, необходимо всячески содействовать такому развитию событий, но не оружием, а просвещением. Эта мысль отвечала ее коренным интересам, единству и дружбе народов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>