Генеалогия стиля Удан

Похоже, для любого стиля тайцзи является характерным то, что он сильно видоизменяется со временем. Это не только легко объяснимо, но и вполне закономерно. Конечно, далеко не все изменения, которые происходят при такой передаче, идут на пользу боевому искусству. Скорее наоборот. Многое теряется и забывается. Но все же такие изменения не всегда неправильны. Как любой живой организм, тайцзи не может не меняться. Этим оно и замечательно.

Каждый учитель приносит в стиль в частности и в тайцзи вообще что-то свое. Этим он не только продолжает традицию, но и как бы дает новую жизнь самому искусству. Как и в науке, в этом случае необходимо осознавать свою связь с предыдущими учителями, знать историю стиля. Должна существовать связь с историей и классикой. Только в этом случае можно говорить о том, что мы занимаемся именно тайцзи, а не чем-то похожим на тайцзи.

Генеалогия стиля Удан

Поэтому важно не просто знать основные принципы, по которым строится тайцзи, необходимо хорошо понимать его связь с философией, историей и основополагающими классическими произведениями по тайцзи.

Для того, чтобы лучше понять, что же такое стиль»Удан», придется углубиться в историю и по возможности проследить цепочку учителей, передававших свои знания ученикам, изменявших и перерабатывавших то, что на данном этапе называется стилем «Удан». Фактически этот стиль вобрал в себя опыт различных мастеров и объединил два основных направления в тайцзи. Есть две теории. Первая состоит в том, что это искусство зародилось на горе Удан, и его основателем является Чжан Сань Фен, по второй оно возникло в деревне семьи Чень. И обе эти школы объединяются в том стиле, который преподает Дан Докерти как «Удан».

Вот так выглядит генеалогия этого стиля.

Как видно, реальные, более или менее проверенные данные, можно найти уже на поздних этапах истории. Начало же теряется, и точно установить процесс происхождения тайцзи не так-то и просто. Поэтому нельзя говорить, что тайцзи – это древнее искусство. Скорее оно просто постоянно развивающаяся концепция. Точно можно говорить об учителях только начиная с 18 века. Интересно то, что большинство из тех, кто когда бы то ни было преподавал тайцзи, учились сразу у нескольких учителей, по крайней мере по имеющимся у нас данным. Поэтому приходится говорить не столько о стиле, сколько о направлении, а стиль определяется и формируется уже самим учителем. Это и приводит к необходимости не просто знать, кто тебя учит, но и понимать, чему и как тебя учат.

Фактически тот стиль «Удан» который преподает Докерти, включает в себя стиль Чэнь, стиль Ян, стиль Ван, стиль У, стиль Чинь И, стиль Ци, стиль Чэн и стиль Докерти. Подробнейший рассказ о вопросе генеалогии этого стиля можно найти в книге Докерти «Все о Тай Чи Чуань». И, похоже, действительно верно считать, что каждый из мастеров, которые преподают тот или иной стиль, создают свой собственный. Отталкиваясь от знаний своего учителя, они привносят в это искусство что-то свое. Это и дает возможность развиваться тайцзи в целом. В конечном итоге Дан обучает тайцзи таким образом, чтобы его можно было использовать и для самообороны, и для улучшения здоровья, так как считает, что если отделить одну часть этого искусства от другой, это приведет к утрате связности в понимании самого тайцзи. Тайцзи – это даже не боевое искусство и не стиль жизни – это возможность изменить собственное мировоззрение на основе принципов, которые гармонично связаны с миром и с самим человеком. Это желание найти равновесие в самом себе.

Татьяна Калинина по материалам книги Дана Докерти «Все о Тай Чи Чуань».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>