Любили и часто повторяли «городки» зубчатые треугольники, слегка выступающие над плоскостью стены, «поребрик» — ряд диагонально поставленных кирпичей, выступающие углы которых напоминают положенную на бок лесенку, «бегунцы” — пояски из установленных наклонно друг к другу кирпичей, образующих треугольные впадины, пояса — из прямоугольных вертикальных нишек. Карнизы украшались «сухариками” — выступающими через один кирпичами.
Из всех этих основных декоративных мотивов, иногда комбинируя простой кирпич с фигурным, старые мастера создавали сложнейшие рельефные узоры, настоящие каменные кружева редчайшей красоты. При косом солнечном освещении этот скульптурный орнамент особенно хорошо смотрелся. А для того чтобы рисунок был хорошо виден и в пасмурную погоду, и в темные осенние дни, на Соловках детали декора подкрашивали красной краской и они четко выступали на фоне побеленных стен.
Мельница связана галереей со зданием сушила — мрачным тяжелым строением, вплотную примкнутым к Белой башне и выступающим снаружи за пределы крепостной стены. Здание выстроено, как и крепостная стена, из здешних валунов. Некоторые считают, что Белая башня построена позже сушила и что оно первоначально предназначалось для защиты юго-западной стены монастыря. Наверху здания, с наружной стороны, проходит боевой ход с бойницами. С этой стороны сушила других окон нет, что подтверждает предположение об его оборонительном назначении. Позже в этом строении сушили рыболовные сети, а потом его приспособили для сушки и хранения зерна.
Соборы и церкви, составляющие центральное ядро Соловецкого монастыря, обстроены со всех сторон жилыми зданиями. Они расположены в виде четырехугольника и составляют как бы вторую линию укреплений. Прямо скажем — даже попытаться взять штурмом Соловецкую твердыню с ее четырьмя оборонительными поясами было делом безнадежным.
Строения, окружающие соборы, невысоки по сравнению с их длиной. Протяженные фасады зданий расчленены пилястрами, но они не составляют основу архитектурной композиции. Горизонтальная протяженность зданий особенно бросается в глаза по сравнению с высотным характером соседних с ними соборов, церквей и колокольни.