1 сентября 1715 года Людовик XIV умер. После его смерти Париж словно взял реванш у минувшего века. Разумеется, попытка связывать развитие архитектуры со сменой царствующих лиц весьма искусственна, однако смерть короля и регентство Филиппа Орлеанского — события, которые повлекли за собой «отставку» Версаля, открытие дверей Тюильрийского дворца, приютившего малолетнего Людовика XV, превращение Пале-Рояль в центр нового двора.
В Париже начали строить больше, чем в Версале. В течение следующих десятилетий все Сен-Жерменское предместье застроилось особняками придворной знати.
Некоторые архитекторы, такие как Боффран строили особняки с открытым двором и садом, приветливые и менее торжественные, чем прежние, но зато хорошо приспособленные для частной жизни и для приемов.
Можно считать, что стиль классицизма в архитектуре города в XVIII веке занял безраздельно господствующее положение. Окончательное утверждение классицизма символизировалось результатами конкурса на перестройку фасада старинной церкви Сен-Сюльпис на левом берегу Сены (1745 г.).
В конкурсе на проект фасада со всей силой выявилась несостоятельность стиля рококо, в путаных формах которого представил проект архитектор А. Мейссонье, и, наоборот, реалистичность классицизма, в духе которого был представлен проект архитектором Ж.-Ж. Сервандони, принятый к реализации, но в жизнь претворенный не до конца.
Двухъярусный портик на всю ширину западного фасада, с лоджиями, составленный дорическим и ионическим рядом колонн, отличается удивительным равновесием и композиционной ясностью. Башни выполнены позднее по проектам Ж.-Ф. Шаль-грена (северная) и У. Маклорена (южная — не завершена). Итоги конкурса 1745 года по существу определили окончательный поворот архитектуры Парижа и всей Франции в сторону классицизма.
Народная среда — третье сословие — сохранила в себе лучшие духовные силы и выступила с критикой существующих порядков, и в частности, против придворного искусства и пышной архитектуры.