В статье «Славный юбилей 75-летия «передвижничества» Бакшеев писал: «Выпала мне завидная участь — работать рука об руку с титанами русской живописи — Репиным, Левитаном, Поленовым. Я с гордостью говорю: «Мы — передвижники!». Эту гордость питало сознание идейной и художественной значительности Товарищества в годы его расцвета, его демократизма, а также благородство этических правил, установившихся в среде его членов: «Скромность и взыскательность к себе передвижников определяли взаимоотношения в Товариществе. Был узаконен негласный договор — не выпячивать своих заслуг, не подчеркивать чинов и званий». В этих же статьях и воспоминаниях Бакшеев рассказывает о заботливом внимании членов Товарищества к попавшим в беду друзьям и членам их семей, об их материальной поддержке, например, о помощи вдове художника Перова. Все это рождало веру художника в себя как в участника общего благородного дела. Эта же потребность быть участником общего любимого дела, теплые сердечные связи с товарищами по творчеству, сознание важности и нужности искусства для людей, для народа определило место Бакшеева в художественной жизни первых послереволюционных лет.
С 1917 года в течение двух лет он работает в Комиссии Моссовета по охране памятников старины и искусства, горячо и любовно содействуя сбережению сокровищ искусства для народа.
Сложность художественной атмосферы тех лет, накаленной борьбой течений, максимализм некоторых деятелей и руководителей «левого» искусства, ломка старой педагогической системы ил время оторвали Бакшеева от любимой педагогической работы в Училище живописи, преображенном в 1918 году во Вхутемас.
Дальнейшее развитие советского искусства показало, что те традиции, которые несли в своем творчестве и педагогической системе Бакшеев и его единомышленники, не исчерпаны, они оказались живыми, способными к развитию.
Но в те годы отрыв от училища, непонимание и неприятие многих сторон бурной художественной жизни первых послереволюционных лет художник тяжело переживает. Он уезжает из Москвы, работает в деревне, куда к нему часто наведываются друзья. Нестеров в 1922 году пишет одному из своих друзей: «Сейчас вся компания уехала в деревню к приятелю Бакшееву (он крестьянствует) на отдых и на «страду» (сенокос)».
Но очень скоро, с созданием АХРРа (Ассоциации художников революционной России), художник опять становится активным участником. Приход Бакшеева в АХРР, продолжившую линию передвижников в советском искусстве, был естественным и органичным.
Ахрровцы стремились запечатлеть в своих картинах приметы нового быта, обращались к историко-революционной теме. И в творчестве Бакшеева появляются холсты «Наши наступают» (1920, Мичуринский краеведческий музей), «Накануне 9 января» (1926, Государственный музей революции СССР), «Первое мая в Петрограде в 1917году» (1927, там же).
Позже, в начале 1930-х годов, Бакшеев создал эскиз «Вызваны в сельсовет» (собственность А. В. Бакшеевой), тесно связанный с ахрровской проблематикой, перекликающийся с полотнами Е. М. Чепцова, Б. В. Иогансона. Изобразив крестьянскую избу, занятую под сельсовет, поставив лицом к лицу новых хозяев жизни и кулаков, художник дал выразительную, точную социально-бытовую и психологическую характеристику своим персонажам.