Премьера «Свадьбы Кречинского» состоялась 28 декабря 1855 года в Москве, на сцене Малого театра. Муромского играл великий русский актер Михаил Щепкин. Успех комедии был огромным. Счастливый автор сразу же по окончании спектакля запишет в дневнике: «Я ускользнул из ложи, как человек, сделавший хороший выстрел».
Сюжет комедии «Свадьба Кречинского» прост и незамысловат. Разорившийся дворянин Кречинский задумывает поправить свои дела выгодной женитьбой. Жертвой избирает он Лидочку, дочь богатого помещика Муромского. Кречинскому легко удается обольстить одержимую аристократическими претензиями тетку Лидии Атуеву и покорить сердце неопытной и наивной провинциальной барышни. Труднее было втереться в доверие к практическому и осторожному Муромскому, но и здесь Кречинский преуспел. Отчасти нейтрализовал Кречинский и соперника — Нелькина, безнадежно влюбленного в Лидочку. Но лишь отчасти. Именно уязвленный и оскорбленный, страдающий Нелькин расстраивает «дело». Свадьба «сорвалась» — и преступление, на которое решился пойти Кречинский, разоблачено. От тюрьмы и страшного позора его спасает благородный жест Лидочки. Вот и весь сюжет, в котором, пожалуй, нетрадиционен только финал: добродетель никакой награды не получает, а порок, хотя и не торжествует, но остается, по сути, безнаказанным. У Кречинского просто «сорвалась» еще одна опасная, преступная «игра»; для Лидочки скандальное разоблачение жениха равносильно крушению мира.
Чем же привлекла зрителя комедия Сухово-Кобылина? Реализмом изображения картин московской жизни, образностью и афористичностью языка. Все в пьесе было хорошо знакомо зрителю середины XIX века, заразительным смехом сопровождавшему монологи, реплики, жесты Муромского, Атуевой, купца Щебнева, Кречинского, Расплюева и других персонажей остроумной, полной огня и движения комедии. Но хотя в комедии, казалось бы, ничто не выходило за границы повседневного московского быта и автор имел полное право утверждать, что «писал с натуры», пьеса Сухово-Кобылина — подлинно художественное открытие. Это не «сцены из московской жизни», а острого социального звучания комедия нравов, герои которой не просто удачно и верно обрисованные писателем современники, а художественные типы, впервые представшие на всероссийской сцене, достойные занять место рядом с персонажами гениальных комедий Грибоедова и Гоголя. «Свадьба Кречинского» — комедия образцовая, «комедия-тип», как ее метко назвал Леонид Гроссман, автор двух книг о жизни и творчестве Сухово-Кобылина.