Скульптуры: вспоминая прошлое

Посмотрим на скульптуры советского времени, ведь они, кажется, живее всех живых, живее нас, потому что продолжают стоять и поражают нас своим величием и неприступностью. Некоторые из тех скульптур, правда, снесли, утилизировали, выбросили, но большинство осталось. Время ушло, а наследие осталось. Взглянем на один из памятников прошлого – это работа А. Портянко, которого, наверное, уже давно нет в живых, но в то же время живо его творчество…

Д. Митлянский «8 марта в камчатском оленесовхозе» (1970)

Участок парка, где стоит памятник,— это среда сосредоточенного и торжественного внимания, это зона памяти и почитания. Ее образно-эмоциональный мир сформирован архитектурно-скульптурным синтезом и природой.

Итак, в «Памятнике детдомовцам» парк включен как составная часть сложной структуры «человек — природа».

Среда в образе ее извечных природных начал — воды, земли, неба или символические «микроэлементы» среды — окно, стул, решетка сквера, созданные руками художника, — все это интегральные составляющие и монументальной, и станковой пластики. Например, в работе Д. Митлянского «8 марта в камчатском оленесовхозе» (1970) металлические плоскости создают иллюзию сцены, определяют место действия, подчеркивают достоверность происходящего. Именно эти нехитрые элементы клубной среды являются теми характеристиками, благодаря которым вся композиция выглядит как тонко подмеченное в своих специфических деталях действие. Эту сцену скульптор насыщает значительным идейно-образным содержанием, трактуя ее как характерное явление новой жизни народов Советского Севера.

Сценические плоскости выполняют ту же функцию, что и окно у Вахрамеева или бронзовое «Дерево жизни» у Ястребенецкого. Митлянский не фиксирует внимания на пластической выразительности отдельных персонажей, на лицах, деталях; он рассчитывает на эффект взаимодействия скульптуры с той средой, которую он изображает. Здесь элементы среды, воспроизведенные скульптором, в данном случае сценический портал — интегральное составляющее художественного образа. Напоминание о месте действия нужно скульптору не только для того, чтобы «запечатлеть» или «отразить», но и дать основания для размышлений обобщающего характера, то есть перенести зрителя из времени его бытия во время изображенное, зафиксированное в композиции.

Материал подготовлен по кн. С. Б. Базазьянца «Художник, пространство, среда»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>