Отдельная ветвь архитектуры Парижа и Франции XVII века — стиль классицизма — начала победное развитие с 1660-х годов, когда проект восточного фасада Лувра Клода Перро не только получил безусловное признание, но и начал осуществляться. Большой ордер классического истолкования, объединяющий два верхних этажа и вознесенный на высокий цокольный этаж, обеспечивал зданию импозантность, монументальность и торжественность. Вместе с тем здание не обременялось многодельными украшениями. Именно эта архитектурная система с четким ритмом колонн или пилястров большого ордера и была подхвачена Жюлем-Ардуэном Мансаром и воплощена в оформлении площадей Победы и Вандомской в конце XVII века.
Сам Перро, очевидный сторонник архитектурной ясности, создал проект здания Обсерватории, осуществленный в 1667— 1672 годах, аскетически простой и даже без применения ордера.
В конце XVII века Париж разрывает свои «оковы» — крепостные стены, сооружавшиеся с XV века, и городская застройка сливается с предместьями — фобурами. На месте стен создаются променады — будущие Большие бульвары.
На северной линии укреплений, там, где были крепостные ворота, честолюбивый Людовик XIV, стремясь уподобиться римским императорам, потребовал возвести две триумфальные арки, посвященные его военным победам во Фландрии и Голландии. Арки были установлены в устьях улиц, ведущих в северо-западные предместья, и сохранили их названия — Сен-Дени и Сен-Мартен. Обе они и ныне возвышаются неподалеку друг от друга на одноименных бульварах.
Арка Сен-Дени (1672) является произведением архитектора Франсуа Блонделя — поборника классицизма и президента только что основанной Академии архитектуры. Арка Сен-Мартен выстроена на два года позже (1674) по проекту архитектора П. Бюлле. Обе они украшены барельефами работы видных французских скульпторов и необыкновенно монументальны. Аллегорические рельефы, прославляющие победы Людовика XIV, сочетаются на арке Сен-Дени с декоративно-орнаментальными, составленными из военной арматуры. Обе триумфальные арки характеризуются пропорциональной ясностью и античной простотой. В них оригинально развивается тема, зародившаяся в древнем Риме. Ворота были задуманы как важные элементы города— художественное формирование въездов в город, что являлось в архитектуре классицизма конца XVII века новым урбанистическим нюансом.
Этими заметными сооружениями исчерпывалось официальное строительство в Париже. Людовик XIV покинул французскую столицу и перенес резиденцию в Версаль, где сосредоточил все художественные силы страны для создания грандиозного дворца, парка и бесчисленных затей, призванных служить роскошным обрамлением придворного быта, с безмерным культом «короля солнца».