Наследие Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьева

Доменико Жилярди принадлежит такая значительная работа, как восстановление Московского университета, пострадавшего от пожара 1812 года. Сохранив планировку и общие контуры здания, построенного Матвеем Казаковым, Жилярди сумел оформить и украсить его по-новому, придав ему большую значительность. Жилярди — автор проекта дома С. С. Гагарина на Поварской (позже здание ИМЛИ им. А. М. Горького на ул. Воровского), монументального дома Луниных на Никитском бульваре и многих других замечательных памятников архитектуры.

дом С. С. Гагарина на Поварской

Некоторые театры, где проходят спектакли, а также музеи, где проходят выставки, сохранились с тех уже дальних времен. Странно смотреть на дом, где современная афиша Москвы украшает старое здание.

Афанасий Григорьев строил и небольшие особняки, и здания дворцового типа — дом Лопухиных на Пречистенке, где теперь Музей Л. Н. Толстого, дом-дворец генерала А. А. Тучкова на Остоженке (Метростроевская ул., дом не сохранился). Вместе с Доменико Жилярди Григорьев строил в 1823—1826 годах дом для Опекунского совета на Солянке (позже здание Академии медицинских наук СССР), в 1827—1832 годах также совместно с Жилярди перестраивал Слободской дворец для ремесленных училищ Воспитательного дома (ныне здесь МГТУ им. Н. Э. Баумана). Совместная работа двух талантливых мастеров естественно обусловила и схожесть их творческих приемов. Поэтому часто трудно в точности определить, что именно принадлежит одному, что — другому.

Искусствовед Б. А. Белецкая, много лет изучавшая творческое наследие Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьева, пришла к выводу, что к строительству дома причастны оба зодчих. В недавно изданной монографии о Жилярди, написанной ею с 3. К. Покровской, читаем: «Если в проектах ведомственных сооружений еще можно определить долю участия каждого мастера, то в проектах жилых домов сделать это значительно труднее, особенно в работах первых лет после Отечественной войны 1812 года. Отсутствие точной документации, стилистическая близость, повторяемость художественных и строительных приемов, элементов декора, массовое использование образцовых (типовых) проектов фасадов подчас затрудняет определение авторства». Дом Хрущева приводится в качестве самого убедительного тому примера, поскольку в этом случае «атрибуция не подтверждается документальными источниками, а следует лишь стилистическим признакам». Авторы книги отмечают стилистическую близость описываемого дома и особняка Лопухиных, построенного А. Г. Григорьевым (ныне Кропоткинская, 11, — Музей Л. Н. Толстого). С другой стороны, прослеживаются и излюбленные приемы Д. И. Жилярди. Например, проработка ионических капителей колонн с очень выразительными, добродушными грифонами совершенно та же, что и в актовом зале университета (где теперь Музей книги).

Н. Волович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>