Период золотоордынского ига — то была мрачная, тяжелая эпоха для русского народа. Поднятая до поры голова Москвы могла быть мгновенно срублена ордынской саблей. Нужно было быть дальновидными и осторожными, терпеливыми в достижении глубоко скрытой от Орды и ее лазутчиков цели.
Заслуга московских князей Ивана Калиты, Симеона Гордого, Дмитрия Донского состоит прежде всего в том, что они уловили народное стремление к освобождению от иноземного ига, поняли значение переселенческого движения русских людей с южных окраин и сумели его повернуть к усилению Москвы, к созданию необходимых условий для роста ремесел, земледелия и культуры.
Значение подвига русских людей XIV столетия состоит в том, что не в порыве отчаяния, а годами, десятилетиями лишений, с великим терпением они собирали силы для решающего отпора Орде. В этом состоит патриотизм высшего характера. Ни на минуту, ни на мгновение, а на много лет лишений ради великой цели.
Дмитрий Иванович туманной ночью с 7 на 8 сентября 1380 года переводил войско через Дон, будучи всего лишь великим князем срединного Владимирского княжества, князем московским — нового центра притяжения русских людей. На костях врагов после битвы трубил в трубы победу уже государь всея Руси, ибо с этого часа весь русский люд смотрел на Москву не только как на экономический и хозяйственный центр Руси, но как на щит и оборону своего труда, своей жизни.
За сто лет до блестящего европейского Ренессанса Куликовская битва обозначила русское Возрождение и родила явление в мировом искусстве недостижимое — Андрея Рублева и мастеров его круга. Духовный мир, нравственность, идеалы времени Куликовской битвы были совсем иными, чем духовный мир, нравственность и идеалы времен битв на Калке и разорения Руси Батыем.
В Успенском соборе в Кремле хранятся две иконы двух разных эпох — икона «Спас Златые власы» Влади-миро-суздальской Руси начала XIII века, до Батыева нашествия, и икона «Спас Ярое око» Московской Руси сороковых годов XIV столетия, эпохи подготовки Куликовской битвы.
Икона это не есть изображение бога, иконопись есть отражение представления человека о том, каков бог, это выражение общественного идеала, избирающего для своего сознания тот или иной образ своего божества.