Л. Парфенов о Сергее Герасимове

От жанра киноповести, в границах которого создавались фильмы трилогии — «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель», — Герасимов придет к жанру романа в «Молодой гвардии», к жанру романа-эпопеи в экранизации «Тихого Дона». А затем, уже в 60-е годы, вооруженный этим опытом, в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «У озера», «Любить человека» будет настойчиво и последовательно вести поиск новой эпической формы, которая, не разрушая жанровых принципов киноромана, потребует все же дополнительных, уточняющих определений. Критики назовут эту форму «фильм-размышление»…

Работы эти рассмотрены в книге Л. Парфенова о Сергее Герасимове обстоятельно и подробно (этого, пожалуй, нельзя сказать лишь о картине «Любить человека»: как оговаривается автор, фильм появился, когда последние страницы книги были уже написаны).

Герасимов

В этих своих созданиях Герасимов передает «широкий, как бы не тронутый условностями драматургического построения процесс жизни в ее сложности и многомерности, где есть героизм и романтика, труд и отдых, психология и быт, мысли и чувства… Используя при этом, естественно, самый строгий и продуманный отбор явлений и фактов, сохранял ясность художественной позиции».

К такому глубокому и верному обобщению приходит автор в результате анализа последних кинороманов Герасимова.

Уважение автора книги к Герасимову-художнику, влюбленность — это чувствуется — в его искусство не мешают строгой объективности оценок. Путь художника предстает перед нами не как безмятежно-благополучное восхождение к вершинам совершенства. Путь художника немыслим без трудных творческих сомнений, раздумий, не гарантирован от просчетов. Иной раз творческие просчеты в значительной степени объясняются объективными обстоятельствами. В пору, когда наше послевоенное кино переживало известные трудности, С. Герасимов выступил с глубокой и правдивой «Молодой гвардией», пролагавшей путь, как верно замечает Л. Парфенов, появившимся несколько лет спустя «Балладе о солдате», «Судьбе человека»… Но в тот же период сделал явный шаг назад по сравнению со своими довоенными фильмами о современности в фильме «Сельский врач».

И в последующих фильмах Герасимова, так высоко ценимых автором книги, он не склонен проходить мимо некоторых художественных просчетов, справедливо, к примеру, указывая на недостаточную композиционную «спайку» «зарубежных» и «отечественных» эпизодов в «Журналисте».
Высказанная Л. Парфеновым мысль о том, что «У озера» занимает в ряду кинороманов Герасимова особое место, ибо фильм подвел определенный итог творческим исканиям художника в области сюжетосложения, кажется мне верной. Но вот со следующим за этим замечанием о том, что фильмом «У озера» Герасимов «доказал право на существование романной формы кинодраматургии», согласиться труднее. Романная форма кинодраматургии. жанр киноромана доказал право на существование еще в 30-е годы. В советском кино это впервые сделали, пожалуй, Г. Козинцев и Л. Трауберг в трилогии о Максиме. Кинороманами были и «Великий гражданин», и «Петр I», да и герасимовская «Молодая гвардия» тоже. Конечно, более интенсивная диффузия экрана с жанром романа произошла в 60-е годы, и заслуги С. Герасимова в этот период не вызывают сомнений. Однако параллельно в этом же направлении успешно работали Ю. Райзман, М. Ромм, М. Хуциев и ряд других кинематографистов.

Не может вызвать возражений утверждение о том, что Герасимов «стоял у истоков одного из наиболее плодотворных стилевых направлений, получившего достойное выражение в ряде значительных произведений последних лет». Так оно и есть. Однако читатель вправе задать вопрос — в творчестве каких мастеров, в каких фильмах, кроме герасимовских, «материализовано» это плодотворное направление? В книге они не названы, как не названы ученики Герасимова — режиссеры, которые упоминаются лишь несколько раз и то анонимно.

Впрочем, вправе ли я предъявлять автору подобные претензии? Сам же вначале я говорил об ограниченности объема книжки, о необходимости жесткого отбора…

В целом же монографию Л. Парфенова необходимо отнести к числу удач автора и издательства. Серьезное киноведческое исследование творчества С. Герасимова несомненно поможет читателям глубже понять идейную направленность и художественное своеобразие одного из старейших мастеров советского киноискусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>