Греков на занятиях в Академии

Студенты-первокурсники занимались в общих классах у дежурных профессоров, сменявших друг друга ежемесячно. Занятия вели Г. Р. Залеман, П. Е. Мясоедов, И. И. Творожников, Я. Ф. Ционглинский. Программа была очень насыщенной, требования предъявлялись высокие. Свободного времени почти не оставалось, дни были заняты целиком. По издавна заведенному распорядку с девяти часов утра начинались лекции по перспективе, анатомии, истории искусств, с десяти до часу дня шли занятия по живописи. После небольшого перерыва на обед — два часа рисунка, с семи до десяти вечера — работа в библиотеке.

«Работы в Академии такая уйма, — писал родным первокурсник Петр Шухмин, будущий товарищ Грекова по АХРР, — что ухожу утром, а прихожу не раньше 10 часов вечера. [...] После такой гонки приходишь домой усталый как собака. [...] времени очень мало».

Митрофан Греков

«Пишу мало, потому что занят, — сообщал родителям Бродский, — работаю целыми днями без отдыха. Домой прихожу, когда совсем темно, хорошо, что живу близко от Академии». Уместно в данном случае привести эти

В студенческие годы они и жили неизменно и одной комнате, иногда к ним присоединялся С. Колесников. Жилье снимали на Малом проспекте.

Добросовестно относясь к занятиям, Греков был вместе с тем несколько разочарован системой академического воспитания. Впоследствии он высказывал убеждение в том, что «настоящая школа была там уже утеряна. Профессора нам давали не больше, чем обозрение их картин. [...] Да и сам И. Е. Репин говорил, что «в Академии стены учат». Так оно и было. Нас учили стены». Вероятно, значительно большее влияние на развитие художника оказало само пребывание в столице, возможность посещать театры, концерты, музеи, выставки. Бродский, единственным отдыхом которого была музыка, доставал контрамарки на концерты в консерваторию, в зал Дворянского собрания (ныне филармония) и часто брал с собой Грекова и других товарищей.

Лучшей школой было изучение богатейших собраний петербургских музеев: Эрмитажа, открывшегося лишь несколько лет тому назад Русского музея и, конечно, музея Академии художеств со знаменитой в то время Кушелев-кой — прекрасным собранием произведений отечественной и западноевропейской живописи, переданным в дар Академии Н. А. Кушелевым-Безбородко (впоследствии эта коллекция поступила в Государственный Эрмитаж). Постепенно у Грекова складывались стойкие художественные пристрастия, которым он не изменял до конца жизни. Отправляясь по выходным дням вместе с Бродским в Эрмитаж, шел изучать только Рембрандта, Веласкеса, Рубенса, избегая смотреть все подряд.

Читайте: Греков в одесском училище

Усердие в занятиях скоро принесло свои результаты. На втором году обучения работы Грекова по рисунку и композиции получают уже первые разряды, которые давались лишь в редких случаях. Уже в те годы Греков выделялся среди других студентов композиционным даром, так ярко проявившимся впоследствии. По словам жены художника А. Л. Малеевой, учившейся вместе с Грековым, у него «постоянно роились в голове новые идеи»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>