Федор Адамович Корш

Федор Адамович Корш родился в 1852 году на Кавказе. Пылкое увлечение сценой проявилось уже на школьной скамье, когда гимназист четвертого класса принимал самое деятельное и живое участие в любительских спектаклях. Однако любовь к театру не помешала отлично закончить сначала гимназический, а затем университетский курс (в 1872 г. первым кандидатом права). Юноша, наделенный от природы энергией и силой воли, с успехом занимался судебной практикой и работал в качестве помощника Присяжного поверенного. Через короткое время он приобрел уже видное положение среди представителей московской адвокатуры.

Федор Адамович Корш

И все же как ни удачно складывалась юридическая карьера, душу молодого человека влекло совсем в иную область — в мир сценического искусства. С решительностью, свойственной пылкой молодости, он задумал создать свой, новый театр, свободный от рутины и казенщины. Отмена столичной монополии и разрешение ставить пьесы полностью сразу обеспечивали предприятию Ф. А. Корша более твердую почву, чем антрепризам его предшественников. И все же это был очень смелый шаг, так как Корш не обладал ни крупными средствами, ни кредитом. Когда антреприза А. А. Бренко потерпела крах, новый руководитель предложил труппе организовать дело на паях. Формально во главе театра стояла дирекция из трех человек, но постепенно Корш сумел забрать дело в свои руки и теперь уже осуществлял не только административное и хозяйственное руководство, но единолично решал вопросы, связанные с репертуаром и комплектованием труппы.

Первые три сезона, когда театр играл в Газетном переулке, были самыми трудными. Казалось бы, Корш получил готовую, блестящую труппу, спаянную двумя годами работы с талантливой А. А. Бренко, добротный, апробированный репертуар, но все же отсутствие государственной дотации (которой пользовались императорские театры), субсидий от городской думы, материальной поддержки богатых меценатов ставило проблему выживания на первый план. Чтобы добиться кассового успеха, необходимо было обеспечить театру широкую и постоянную аудиторию. И здесь Корш сделал первый мудрый шаг: чтобы привлечь на свою сторону молодежь (а она являлась зрительским резервом для вечерних спектаклей), он ввел утренники по воскресным и праздничным дням, от 32 до 48 в год, главная особенность которых состояла в сниженных ценах, что обеспечивало известную общедоступность, а также строго выдержанный репертуар: 90 процентов пьес — классика и Островский.

Второе обстоятельство, выгодно отличавшее театр Корша от других, — привлечение на вечерние спектакли «свежей публики», для которой были недоступны высокие цены Малого театра. У этого не искушенного в сценическом искусстве зрителя театр Корша старался выработать устойчивый интерес.

В течение первого сезона было дано 195 спектаклей (162 вечерних и 33 утренних). Посетителей было 124 650 человек. Кроме того, воспитанникам различных учебных заведений па утренние спектакли было разослано 1100 бесплатных билетов. Больших, многоактных пьес было поставлено 55 (в том числе 13 новых, нигде не игранных), водевилей — 42. В дни, свободные от постоянных спектаклей, в театре давались литературно-музыкальные вечера, концерты и спектакли с участием приглашенных известных артистов, в том числе Малого театра. Например, огромный успех выпал на долю драмы Аверкиева «Каширская старина», в которой кроме коршевских артистов были заняты корифеи Малого театра Федотова и Рыбаков. Этот спектакль, сыгранный 20 января 1883 года в пользу студенческой столовой, надолго остался в памяти московских театралов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>