Награжденный британский художник Грейсон Перри верит в взаимодействие с архитектурой. Оно играет ключевую роль в определении его творческого направления.
В этом отношении, Перри подобен многим художникам, которые черпают вдохновение в искусственной среде. Так какие виды идей художникам нравится одалживать у архитектуры, и как переводят на изобразительное искусство музыку или скульптуру?
Перри, который известен прежде всего его декоративной керамикой, чувствует, что религиозная архитектура в особенности глубоко влияла и на его собственную работу и на поколения художников перед ним. «Для меня главное, как мы смотрим на искусство, которое было установлено в таких зданиях«, объясняет он. «Мы делаем паломничества в специальных местах и восхищаемся специальными объектами, загруженными значением и эмоциями.»
Священные места
Есть доказательства, что строительство религиозных зданий за века помогло артистическим движениям развиться, и из-за денег, расточаемых на их строительство и из-за художественного оформления и получающегося визуального зрелища, которое они обеспечили. Готический шрифт, Ренессанс и барочные здания Праги, например, как известно, вдохновил Моцарта и Бетховена, которые и посетили город в конце восемнадцатого и в начале девятнадцатого века.
Работа современного американского композитора Нила Ролника, который известен, как пионер использования компьютеров в музыке, иллюстрирует, как музыканты сегодня находят вдохновение в работе великих архитекторов. Концерт Ролника 2012 года, привлекает его столкновения с модернистским архитектором и основателем школы искусства, Уолтером Гропиусом, для которого он работал садовником в середине 1960-х годов.
Описание, как перевел Ролник, принципы модернизма в состав мелодии и ритмы, произведенные акустическими инструментами и электронным оборудованием, заявляют: «Музыкально, этот стиль означал склонность услышать весь звук как музыку, включение хаоса и звона, наложения различных видов абстрактных структурных идей о музыкальных материалах«.
Он добавляет, что фундаментальное подобие между архитектурой и музыкой — то, что «обе зависят от глубинной структуры, которая часто невидима для пользователя или аудитории«. Несмотря на неравенство между осязаемостью архитектуры и музыки, Ролник полагает, что целостность этой глубинной структуры то, что определяет обращение к пользователю или слушателю.
Художник Олэфур Элиэссон находит параллели между своей работой и архитектурой именно в идеях, принадлежащих пространству, а не структуре. «Что интересует меня? В целом производство пространства — быть на выставке, художественной установке, на печати, в чьей-то голове или в здании«, говорит художник, известный созданием основанных на опыте произведений искусства, которые затрагивают чувства зрителя. «Это — потенциал, который я вижу в архитектуре, чтобы создать пространство, которое гостеприимно, щедро и дает посетителю чувство того, чтобы приветствоваться«.
В частности он восхищается покойным исландским архитектором Эйнаром Торстейном. «Эйнар занимался пространственными проблемами мира с индивидуальным подходом, который не был ограничен прагматическим рассмотрением традиционной архитектуры и рациональности«, говорит Элиэссон.
Первое произведение искусства, которое они развивали вместе, было геодезическим куполом, содержащим фонтан, освещенный стробоскопом. Влияние Торстейн очевидно в многочисленных последующих проектах, включая трехмерный геометрический фасад Элиэссона для Рейкьявикского Концертного зала Харпа и Конференц-центра (2011 год).
Харпа, концертный зал компании и конференц-центр, в Рейкьявике, Исландия.
Как другие современные художники, включая Джеймса Террелла, Аниша Капура и Ричарда Серра, работа Элиэссона часто сидит в пределах архитектурного контекста, но может всегда отличаться от архитектуры, потому что это сосредотачивается основанных на опыте свойствах пространства, света, приюта и теплоты, а не их практического применения.
«Если граница должна быть проведена между искусством и архитектурой, я полагаю, что это — физическая функциональность, которая делит две дисциплины«, говорит британский художник, Алекс Чиннек. «Как художник, я рассматриваю функциональность как клетку к творческому воображению, закрепляя скульптурные возможности и свободу«.
Форма против функции
Работа Чиннека принимает форму временных общественных установок, которые ниспровергают знакомые элементы искусственной среды. Например, дом в Лондоне, сделанный из кирпичей воска, который постепенно таял и иллюзорная скульптура, следующая за рынком Ковент-Гардена, который показал верхнюю часть здания, вырывающегося на свободу и колеблющегося над землей.
Хотя архитектура обеспечивает основание для его театральных вмешательств, Чиннек пытается избежать ограничений, наложенных на архитекторов клиентами и краткими сводками, которые он чувствует, душат истинный творческий потенциал. «Я нахожу, что архитекторы и проектировщики лучшие в балансировании эстетики и функции«, добавляет он, «тогда как художники процветают со свободой, освобожденной от потребности обратиться к резюме«.
«Скользящий Дом«, написанный художником Алексом Чиннеком, известным его игривыми экспериментами с нашим восприятием архитектуры.
Несмотря на собственные функции, которые должна выполнить архитектура, лучшие примеры продолжают вдохновлять художников через все жанры с их своевольным использованием пространства, гармонии и пропорции. В следующий раз Вы посетите удивительное здание, посмотрите на его практические цели и подумайте о том, как оно заставляет Вас чувствовать, потому что действительно большая архитектура может стимулировать наши эмоции так же, как любая живопись Пикассо или опера Моцарта.