Беспредметное искусство в период Революции

Подъем волны модернизма, к сожалению, продлился недолго, летом 1921 года, с момента введения нэпа, многообещающие программы начали сворачиваться. Московский Музей «новой живописной культуры» впервые закроется уже в 1922 году. Впоследствии он станет придатком ИНХУКа, с тем чтобы в 1924 году кануть в Лету. Та же участь постигнет и аналогичное учреждение в Ленинграде: умышленная двойственность, заложенная в статусе этого института, сразу ставит его существование под угрозу. В конце концов остатки ГИНХУКа в 1926 году передаются старому Русскому музею на правах одного из отделов. Подобным же образом передвижные выставки современного искусства, возобновленные в 1919 году по инициативе Музейного фонда, будут проводиться всего один сезон.

С другой стороны, 1918 год оказывается беден выставками, главным образом, в силу исчезновения салонов и залов, бравших на себя сторону организации художественной жизни. В 1918 году в государственных выставочных залах устраивается несколько огромных и эклектичных выставок. Беспредметное искусство совершенно тонет в их масштабе, например, во время гигантской «Первой выставки профессиональных художников Москвы»: в ней участвуют сто восемьдесят художников, представивших семьсот одну работу.

Мейерхольд осуществляет в Петрограде грандиозную постановку пьесы Маяковского «Мистерия-Буфф». Для проектирования декораций и костюмов приглашен Малевич. К сожалению, до наших дней не дошло ни фотографий этого спектакля, ни даже декорационных эскизов. Художественная жизнь того времени была эмоционально перенасыщенной, и это единственное, что мы можем достоверно сказать о тогдашней атмосфере; итак, этот спектакль оставил столь же мало следов для потомков, как и те гигантские представления. Призванные увековечить память о революционных событиях, такие коллективные спектакли активно утверждали символику новой мифологии; в первое время язык беспредметного искусства тесно с ней связан — это видно на примере декораций Малевича и Альтмана для городских площадей, созданных летом 1918 года в Петрограде к съезду Комитетов деревенской бедноты, в оформлении улиц Москвы Весниным и Поповой или, например, в созданном Экстер убранстве улиц Киева.

Также может быть интересно: В. Бакшеев в период Революции

Если, скажем, проанализировать удельный вес декораций Малевича в Петрограде, становится ясно, что беспредметное искусство выступает в тот момент и качестве санкционированного символа новой власти — большевиков. Приостановленная революционными событиями, но и черпая из них новую энергию, осенью 1918 года художественная жизнь обретает второе дыхание. Первым ощутимым результатом становится открытие художественных школ и вузов. Прежняя академическая система обучения объявлена устаревшей, и теперь в Москве, Петрограде и других городах создаются «свободные мастерские», где преподают художники-новаторы, и выбор педагогов предоставлен самим учащимся. Малевич и Татлин ведут преподавательскую деятельность в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>